Первые признаки аутизма у детей – общие симптомы

Содержание
  1. Симптомы аутизма у ребенка
  2. Основные признаки
  3. Триада признаков для выявления аутизма:
  4. Формы аутизма
  5. Виды аутизма в зависимости от социальной дезадаптации:
  6. Симптомы по возрасту
  7. Симптомы, признаки аутизма у детей до года:
  8. Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:
  9. Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:
  10. Признаки аутизма у детей школьного возраста:
  11. Нарушение взаимодействия в социуме
  12. Стереотипное поведение
  13. Разновидности двигательных стереотипий:
  14. Примеры стереотипных действий:
  15. Уровень интеллекта при аутизме
  16. Особенности интеллекта при аутизме:
  17. Диагностика аутизма
  18. Ранние признаки аутизма:
  19. Как проявляется аутизм у детей до года и в более позднем возрасте? / Mama66.ru
  20. Что такое аутизм?
  21. Причины аутизма
  22. Признаки аутизма в зависимости от его типа
  23. Особенности поведения ребенка с аутизмом
  24. Проявления аутизма у детей до года
  25. : что такое аутизм? (рассказывает доктор Комаровский)
  26. Признаки аутизма у детей
  27. Что это такое
  28. Симптомы аутизма у младенцев
  29. Признаки в возрасте 1 года
  30. Аутизм у ребенка до 3-х лет
  31. В возрасте 4 лет и старше
  32. У детей в 7 лет
  33. Диагностика у новорождённых
  34. Особые дети: современный взгляд на причины появления аутизма
  35. Признаки аутизма в раннем возрасте
  36. Ранний детский аутизм
  37. Причины аутизма у детей
  38. Аутизм у детей: признаки, симптомы
  39. Особенности сенсорного восприятия
  40. Нарушение адаптации
  41. Особенности развития детей с аутизмом
  42. Диагностика и прогноз
  43. Особенности общения родителей с ребенком

Симптомы аутизма у ребенка

Признаки аутизма у детей родители обнаруживают еще в раннем возрасте.

Причиной развития аутизма является нарушение развития мозга во внутриутробном периоде, которое может проявиться под влиянием множества внешних и внутренних факторов.

Точные механизмы этого процесса не выяснены. Состояние, называемое аутизмом, в медицинской среде принято называть ранним детским аутизмом или синдромом Каннера.

Аутизм (autism) – это психическое расстройство, которое протекает без периодов ремиссий и характеризуется отсутствием у детей социальных навыков общения и поведения.

Заподозрить подобное отклонение можно у ребенка, достигшего возраста одного года. Основные симптомы выявляют до трехлетнего возраста. При аутизме дети имеют ограниченные интересы, к тому же их деятельность довольно однообразна и представляет собой повторяющиеся движения.

Среди аутистов мальчиков в 4 раза больше, чем девочек. Дети, страдающие от этого заболевания, вырастают взрослыми с таким же диагнозом. Жизнь человека с подобным расстройством не предусматривает тесного общения в социуме.

На данный момент вылечить аутизм невозможно, психотерапия сводится к выработке у ребенка адаптационных навыков.

Основные признаки

Внимательные родители обращают внимание на первые признаки аутизма у детей еще в младенчестве.

Эти малыши ведут себя необычно и странно: они могут раскачиваться, перебирать одни и те же предметы, избегать зрительного контакта, проявлять безразличие и отстраненность.

Диапазон проявлений аутизма довольно широкий. Тем не менее, выделяют ряд основных диагностических признаков.

Аутизм у детей проявляется характерными признаками, которые положены в основу диагностики этого расстройства.

Триада признаков для выявления аутизма:

  • Недостаточные взаимодействия с социумом;
  • Нарушение взаимной коммуникации;
  • Ограничение круга интересов, повторяющиеся действия.

При аутизме для малыша характерна замкнутая жизнь, отстраненность и слабое проявление эмоций.

Формы аутизма

Виды аутизма в зависимости от социальной дезадаптации:

  • Полное отсутствие потребности в контакте, проявляется в молчаливости и недостатке умений для самообслуживания.
  • Отвержение окружающего мира. Малыш способен повторять движения, произносить звуки, он слишком возбудим, может отсутствовать инстинкт самосохранения.
  • Замещение окружающего. Малыш погружен в собственный внутренний мир, реальная жизнь для него вторична, привязанность к семье очень слабая.
  • Сверхтормозимость в отношениях с окружающими проявляется ранимостью, пугливостью, быстрой сменой настроения и утомляемостью, как физической, так и моральной.

Симптомы по возрасту

Симптомы, признаки аутизма у детей до года:

  • В младенческом возрасте не наблюдается улыбка и другие яркие проявления эмоций. Взгляд малыша фиксируется на одном неодушевленном предмете. Комплекс оживления не прослеживается, малыш не жестикулирует, не гулит, не лепечет и не отзывается на свое имя.
  • Такие дети способны на протяжении нескольких часов тихо играть. Внешне создается впечатление очень спокойного ребенка.
  • Атипический аутизм, который сопровождается умственной отсталостью, встречается довольно редко, при этом перечисленные признаки могут сопровождаться появлением конвульсий и развитием эпилепсии.

Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:

  • Ребенок замкнут, говорит плохо или вовсе молчит. Иногда он может прекратить разговаривать в возрасте 18 месяцев. Если все же разговаривает, то в разговоре про себя говорит во втором или третьем лице. Расстройство речи проявляется в повторении услышанных обрывков фраз.
  • Стремятся к самообслуживанию и таким образом достигают независимости от близких.
  • Отрешенность проявляется в нежелании встречаться взглядом с собеседником.
  • Дети, страдающие от аутизма, могут быть гиперактивны или же, наоборот, излишне спокойны, но чаще они проявляют повышенную активность.
  • Чаще им свойственна особая походка с передвижением на цыпочках и широкими взмахами руками.
  • Движения механические и однообразные, часто ритмичные (например, раскачивание на стуле).
  • Характерны необычные увлечения. Ребенок может долгое время играть с водой или светом, включая или выключая кран и выключатель.
  • Как правило не требует внимание сверстников, он активно избегает компании детей. В коллективе возможно проявление агрессии, как к самому себе, так и к окружающим.
  • У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками. Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко.
  • Аутисты пугливы. Окружающий мир для них опасен своей неизвестностью. Они предпочитают не выходить из своей комнаты и пребывать в одиночестве. При смене обстановки нередки истерики – таким способом ребенок пытается преодолеть свой страх.
  • Среди внешних признаков, по которым можно отличить некоторых детей-аутистов, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю треть лица.

Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:

  • Основным проявлением расстройства является нарушение социальной адаптации ребенка. Он избегает коллектива и всеми способами пытается изолироваться от других детей.
  • Сортирует личные вещи в определенном порядке, он может учитывать форму, цвет предмета или материал, из которого тот изготовлен. В его комнате все расставлено на определенных местах – таким способом малыш создает комфортную обстановку защищенности.
  • При несвоевременной коррекции поведения ребенок становится замкнутым, у него прогрессирует речевая дисфункция. Внести перемены в его жизнь становится все труднее. Страх может перерождаться в поведение, которое сопровождается ритуалами и навязчивыми мыслями.
  • Чаще всего аутисты гиперактивны, им сложно сидеть на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдается нарушение мелкой моторики.

Признаки аутизма у детей школьного возраста:

  • Наблюдается избирательность в предпочтении к любимым предметам. Обычно дети проявляют интерес к математике, музыке или рисованию. Нередки случаи чрезвычайных интеллектуальных способностей в выбранной области знаний.
  • Чаще у таких детей возникают сложности с концентрацией внимания на общих предметах, при этом к любимым занятиям появляется выраженная сосредоточенность.
  • Возможны сложности при чтении книг вслух.
  • Ребенок молчалив и прибегает к речи только в том случае, когда хочет сообщить о какой-либо острой потребности. В целом такие дети самостоятельны и независимы от окружающих.
  • Пищевые предпочтения имеют свои особенности. Аутисты подходят избирательно не к вкусовым качествам блюд, а к цвету и форме посуды, а также ко времени приема пищи.

Нарушение взаимодействия в социуме

У детей главным признаком аутизма являются проблемы в социализации и контакте с окружающими. Они живут в своем придуманном мире, избегают контактов, иногда проявляют враждебность.

Странности в поведении детей становятся причиной обращения за врачебной помощью. Так как дети не реагируют на свое имя, родители подозревают у них глухоту и консультируются у сурдолога, который не выявляет никаких нарушений функции слуха.

Реакция оживления в ответ на новый интересный предмет, присущая детям этого возраста, у аутистов отсутствует. Они инертны, малоподвижны, не хотят идти на руки к родителям, редко улыбаются.

Отсутствие зрительного контакта фиксируется не у всех детей с этим расстройством. Этот симптом характерен для более тяжелых форм болезни.

Любые попытки общения с ребенком могут сопровождаться агрессией с его стороны или полным игнорированием. Детский аутизм имеет признаки ограниченности эмоциональной сферы и боязни в проявлении чувств.

Зачастую выражение их лиц одинаково. Несмотря на происходящее вокруг, улыбаются они довольно редко.

Ребенок не обращается за помощью даже к самым близким родственникам, он предпочитает все делать самостоятельно с раннего возраста. Такие тесные контакты, как объятия, им не присущи.

Попытки ограничить физические взаимодействия с окружающими сопровождаются тем, что при передаче предмета ребенок не дает его в руки, а бросает.

Обострение нарушений социального поведения наблюдается при посещении детского сада. Желание вовлечь ребенка в общую игру или усадить рядом с другими детьми вызывают у аутиста протест в активной или пассивной форме. Он может игнорировать общение, прятаться или проявлять агрессию.

Стереотипное поведение

У 80% детей, страдающих от аутизма, возникает склонность к повторяющимся действиям. Они проявляются в поведенческой сфере и речи. Чаще всего у ребенка аутизм сопровождается повторяющимися движениями – стереотипиями.

Разновидности двигательных стереотипий:

  • подергивание плечами;
  • вращение вокруг своей оси;
  • кивание головой;
  • прыжки;
  • перебирание, сгибание и разгибание пальцев;
  • заламывание пальцев.

Примеры стереотипных действий:

  • пересыпание мелкой крупы, песка или мелких предметов;
  • разрывание листов бумаги на кусочки или ее разминание;
  • многократное включение и выключение воды и света;
  • раскачивание;
  • перелистывание страниц в книге;
  • многократное мытье рук.
  • бессмысленный повтор звуков, слов (эхолалии);
  • поочередное напряжение мышц на руках и ногах.

Иногда стереотипии носят характер ритуалов. Они могут проявляться в одежде, пище, маршруте прогулки. Стереотипное поведение может затрагивать органы чувств, при этом ребенок способен постоянно облизывать или обнюхивать новые предметы.

Уровень интеллекта при аутизме

У 75% аутистов наблюдаются расстройства умственной деятельности. Диапазон подобных отклонений варьируется в широких пределах.

Особенности интеллекта при аутизме:

  • сложности в сосредоточенности и целенаправленности своих действий;
  • быстрая утрата интереса;
  • отсутствие внимания;
  • проблемы с обобщением информации, ассоциативным мышлением и заданиями на логику.

Наличие подобных признаков у детей не является обязательным критерием отклонения.

У некоторых из них отмечаются способности к дисциплинам определенной направленности или глубокие познания в области одной науки.

Тем не менее, у 50% детей диагностируют легкую или среднюю умственную отсталость, тяжелая фиксируется в крайне редких случаях.

Специалисты отмечают зависимость между уровнем интеллекта и способностью к адаптации ребенка. Но дети с высоким уровнем IQ также ограничены в социальном общении из-за нестандартности своего мышления.

Несмотря на общее снижение умственных возможностей, дети с аутизмом способны к обучению, нередко они самостоятельно осваивают школьные предметы, обучаются письму и математике. После проявления признаков аутизма на фоне стрессовых ситуаций и заболеваний у них может наблюдаться регресс в интеллектуальной деятельности.

Диагностика аутизма

Социализация ребенка зависит от того, насколько быстро выявлено отклонение. Чтобы определить аутизм у ребенка, необходимо обратить внимание на ряд характерных признаков.

Ранние признаки аутизма:

  • отсутствие лепета и активной жестикуляции при достижении возраста 12 месяцев;
  • проблемы с проговариванием слов к возрасту 16 месяцев;
  • отсутствие в разговоре фраз, состоящих из двух слов к двухлетнему возрасту;
  • отсутствие социальных навыков.

Расстройство определяют по сочетанию нескольких симптомов. Вопросами диагностики аутизма занимаются: педиатр, невролог, психиатр, психолог и логопед. Эти специалисты во время комиссии определяют, что это аутизм у ребенка.

Состояние ребенка проверяют согласно нескольких диагностических шкал, кроме того, назначается и более глубокое обследование для исключения заболеваний со схожими симптомами.

При подозрении на аутизм ребенку назначают ЭЭГ, томографию головного мозга, допплерометрию сосудов мозга и шеи. В некоторых случаях требуется консультация гастроэнтеролога и генетика.

Подобное обследование помогает исключить схожие патологии (например, новообразование в головном мозге) и точно поставить диагноз.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Источник: http://pillsman.org/22446-autizm-priznaki.html

Как проявляется аутизм у детей до года и в более позднем возрасте? / Mama66.ru

Все дети развиваются по-своему, но в большинстве случаев в этом процессе можно выделить общие тенденции: стремление к взаимодействию с другими людьми, поэтапное овладение речью, усложнение эмоций и интеллектуальных функций. Для каждого возраста существуют свои нормы.

Большинство нарушений психического развития, в том числе и заболевания аутистического спектра, можно заметить уже в первые годы жизни. Тем более даже профессиональная диагностика сводится к наблюдению за ребенком – методу, доступному для родителей. Что же такое аутизм и как он проявляется?

Ответить на этот вопрос не просто. Все дети с аутизмом отличны друг от друга, болезнь может проявлять себя совершенно разными симптомами. Кроме того, к основной проблеме нередко присоединяются сопутствующие: нарушения сна, аллергия, эпилепсия, умственная отсталость.

Что такое аутизм?

Само слово «autismus» впервые было употреблено швейцарским психиатром Э. Блейлером еще в 1910 году. Он описывал с его помощью социальные нарушения при шизофрении.

Для обозначения отдельного психического расстройства, развивающегося в детском возрасте, этот термин был использован Л. Каннером в 1943 году.

Исследователь выделил 11 проявлений раннего детского аутизма.

В современной медицине аутизмом называют психическое расстройство, возникающее вследствие нарушенного развития структур головного мозга и проявляющееся трудностями в социальном взаимодействии, снижением познавательной активности и стереотипными действиями.

Заболевание характеризуется устойчивым стабильным течением, сохранением симптомов у взрослых.

В последние десятилетия выявляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра.

До сих пор неизвестно с чем это связано: с улучшением диагностических методов или появлением внешних факторов, провоцирующих заболевание.

В нашей стране статистика не ведется, но, к примеру, в США 1 из 50 детей страдает аутизмом.

Многих родителей интересует вопрос: в каком возрасте проявляется аутизм? Это расстройство может развиться как в первые годы жизни, так и в более поздний период.

Наиболее заметны изменения у детей с 1 до 3 лет, так как именно в этот момент идет интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление социальных контактов с другими людьми.

Причины аутизма

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.

Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

Признаки аутизма в зависимости от его типа

При диагностике аутизма учитывается широкий спектр клинических проявлений. Этиология симптомов и их выраженность варьируются, поэтому нет единого перечня для всех детей. То, как проявляется аутизм у ребенка в конкретном случае отчасти определяется видом заболевания:

  1. Синдром Каннера (аутизм раннего детства, глубокий аутизм). Проявляется трудностями в сфере коммуникации, проблемами социальной адаптации, нарушением интеграции сигналов, поступающих от органов восприятия. Ребенок часто совершает стереотипные действия, имеет нарушения в речи, обычно в виде эхолалий – повторений услышанных слов и окончаний фраз. Трудности в социальном взаимодействии проявляются отсутствием реакции на свое имя, избеганием зрительного контакта, полным отсутствием слов до 16 месяцев.
  2. Атипичный аутизм. Наиболее легкая форма заболевания, при которой симптомы долгое время могут оставаться незамеченными. Нарушения социального взаимодействия не всегда проявляются как полный отказ от них, часто ребенок хочет контактировать с окружающими, но не знает как. Отмечаются трудности в понимании речи и выражении эмоций, ограниченный словарный запас. Со стороны познавательных функций – негибкость и конкретность мышления.
  3. Синдром Аспергера. Нарушения проявляются в основном в сфере взаимодействия с окружающими людьми. Социальные навыки формируются с трудом, интересы и занятия стереотипны, мышление негибкое, часто появляются ритуалы и навязчивые действия. Адаптация происходит за счет нормально развивающихся познавательных функций: речи, памяти, внимания, интеллекта.
  4. Нарушение невербальных способностей к обучению. Симптомы схожи с синдромом Аспергера, в дополнение к ним обнаруживается гиперчувствительность органов восприятия, неумение устанавливать невербальные контакты, нарушения равновесия и графомоторики, отсутствие образного мышления, конкретность суждений, стереотипные поведенческие программы.
  5. Комплексное расстройство развития. Проявление аутизма этой формы – трудности в социальном взаимодействии и общении в сочетании с физическими нарушениями. Разделяется расстройство на два типа: синдром Хеллера, при котором нарушено формирование двигательных, речевых и социальных навыков; синдром Ретта, в клинической картине которого на первый план выходят двигательные нарушения, атаксия, стереотипия в ручной моторике, судороги, а также притупление эмоций.
  6. Синдром многих сложных нарушений развития. Эта форма проявляется изменениями во всех сферах: эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, мыслительной. При этом может быть как равномерное нарушение всех компонентов, так и парциальное.

Таким образом, проявление аутизма у детей неоднородно. Специалисты говорят о спектре нарушений подобного рода. Диагностика требует определенной квалификации от врача, психолога и педагога. В особо сложных случаях могут быть применены лабораторные генетические методы исследования.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм. Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

  1. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  2. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  3. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  4. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  6. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.

Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

Проявления аутизма у детей до года

Как проявляется аутизм у детей до года? В этом возрасте еще трудно судить о взаимодействии со сверстниками и особенностях мышления, но эмоциональные и поведенческие реакции уже имеют определенные особенности.

Грудничок не улыбается, нет «комплекса оживления», характерного для новорожденных. Мимические выражения скудные, эмоции выражены слабо, практически отсутствуют. Взгляд ребенка направлен на какой-либо предмет, как правило, один и тот же. Двигательная активность снижена.

Малыш не просится на руки, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Подрастая, не использует жесты (указательные, требующие и др). Не развивается речь: нет лепета, гуления, отклика на свое имя.

Многие мамы ошибочно считают, что их ребенок просто очень спокойный по характеру.

Он не доставляет беспокойства родителям, может много часов играть сам с собой, не плачет, не проявляет заинтересованности к окружающим людям.

В редких случаях возможны отставания в росте и физическом развитии. При тяжелых формах заболевания малыш позже садится и начинает ходить, могут появиться сопутствующие заболевания: аллергия, эпилепсия, нарушения пищеварения и другие.

Аутизм – заболевание, проявляющееся нарушением психического развития ребенка.

При всем разнообразии симптомов ключевой является триада: нарушения социального взаимодействия, речи и наличие стереотипных действий.

Умение родителей определить аутизм у ребенка на ранних сроках позволяет вовремя обратиться за специализированной помощью.

Ольга Ханова, врач,
специально для Mama66.ru

: что такое аутизм? (рассказывает доктор Комаровский)

Советуем почитать: Атипичный аутизм

Остались вопросы? Задайте их нашим читателям и получите ответ! Задать вопрос →

Новости партнеров

Загрузка…

Источник: http://mama66.ru/detskie-bolezni/autizm-u-rebenka-chto-ehto-i-kak-proyavlyaetsya

Признаки аутизма у детей

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики.

Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.х дней жизни – это главное условие коррекции развития и социализации в обществе детей с этим заболеванием.

Что это такое

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя.

Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА.

Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Симптомы аутизма у младенцев

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим.

Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе).

На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

Признаки аутизма включают также отсутствие:

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).

Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен.

Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

Признаки в возрасте 1 года

  1. Ослабленная иммунная система, которая приводит к частым заболеваниям.
  2. Непостоянное возникновение судорог.
  3. Задержка развития крохи.
  4. Периодическое проявление нарушения слуха.
  5. Неправильная работа сенсорного восприятия.
  6. Расстройство работы желудка и кишечника.
  7. Проявление аллергических симптомов.

Аутизм у ребенка до 3-х лет

Полная картина болезни обычно видна у ребенка к 3 годам, хотя некоторые первые признаки аутизма у детей можно заметить уже в период 8-10 месяцев его жизни.

Физически малыш с аутизмом здоров, по внешнему виду его не отличить от обычного ребенка. Очень часто дети аутисты внешне очень привлекательны.

Проявления их болезни выражается не в физическом состоянии, а определяется на уровне поведения и необычных реакций либо отсутствии каких-либо реакций вообще.

Аутичные дети почти не реагируют на свет и посторонние звуки, не радуется маминому появлению, у них отстраненный взгляд, направленный мимо человека или красивой игрушки. Аутисты — совершенно другие малыши. Всеми силами они стараются не привлекать к себе внимание окружающих, такие детки желают находиться в своем собственном мире.

В возрасте 4 лет и старше

Проявления заболевания можно проверить уже в первые годы жизни ребенка. При тщательном и внимательном анализе поведения малыша даже в самом юном возрасте можно выявить первые характерные признаки синдрома аутизма. Для этого заболевания есть особые психологические черты и особенности.

Основные характеристики болезни можно разделить на несколько основных категорий:

  • Нежелание создавать новые социальные контакты.
  • Нарушенные интересы или использование специальных игр.
  • Повторение типичных действий многократно.
  • Нарушение речевого поведения.
  • Изменение интеллекта и разный уровень психического развития.
  • Изменение собственного ощущения личности.
  • Нарушение психомоторных функций.

У детей в 7 лет

Малыши с аутизмом в России посещают обычные школы. В нашей стране для таких детей отсутствуют специализированные образовательные программы.

Обычно детки, страдающие аутизмом, хорошо учатся. У них наблюдается склонность к различным дисциплинам.

Многие ребята даже показывают высочайший уровень владения предметом.

Такие детки часто сосредотачиваются на каком-то одном предмете. По другим же дисциплинам, которые не находят отклика во внутреннем мире ребенка, они могут иметь весьма посредственную успеваемость.

Малыши с аутизмом достаточно плохо концентрируются, а также отличаются недостаточной концентрацией внимания сразу на нескольких предметах одновременно.

Малыши могут часами играть на различных музыкальных инструментах. Некоторые детки даже самостоятельно сочиняют различные произведения.

Дети, как правило, стараются вести достаточно замкнутый образ жизни. У них мало друзей. Они практически не посещают различных развлекательных мероприятий, на которых может присутствовать огромное количество людей. Нахождение дома для них более комфортно.

Очень часто у малышей наблюдается приверженность к определенным продуктам питания. В большинстве случаев, возникшая в раннем детском возрасте.

Малыши, страдающие аутизмом, кушают в строго отведенное время по собственному графику.

Все приемы пищи сопровождаются выполнением какого-то определенного ритуала.

Они часто едят только из привычных для них тарелок, стараются избегать посуды новых цветов. Все столовые приборы обычно раскладываются ребенком на столе в строго определенной последовательности.

Малыши с проявлениями аутизма могут весьма успешно окончить школу, показывая отличные знания по какой-то одной дисциплине.

Диагностика у новорождённых

Малыши с проявлениями аутизма плохо реагируют на любые попытки обращения к ним, особенно по имени. Дети долгое время не лепечут и не произносят первые слова.

Эмоции ребенка достаточно обеднены. Жестикуляция также значительно снижена.

Малыш, который болен аутизмом, производит впечатление очень спокойного ребенка, который мало плачет и практически не просится на ручки.

Любые контакты с родителями и даже мамой не доставляют ребенку сильных положительных эмоций.

Новорожденные малыши и груднички практически не выражают различные эмоции на лице. Такие детки кажутся даже несколько отреченными.

Часто на попытки вызвать у малыша улыбку, он не меняется в лице или воспринимает эту попытку достаточно холодно. Такие детки очень любят рассматривать различные предметы.

Их взгляд останавливается на каком-то предмете на очень долгое время.

Малыши часто стараются выбирать одну или пару игрушек, с которыми могут проводить практически весь день. Для игр им абсолютно не требуется никто из посторонних. Они прекрасно чувствуют себя наедине с самим собой. Иногда попытки вторгнуться в их игру может вызвать приступ паники или агрессии.

Источник: http://psi-doc.ru/priznaki-autizma-u-detey

Особые дети: современный взгляд на причины появления аутизма

Детский аутизм – одно из проявлений расстройств аутистического спектра наряду с атипичным аутизмом, синдромом Аспергера, органическим аутизмом, аутистическим расстройством.

У четверти пациентов он сочетается с умственной отсталостью различной степени, расстройствами мелкой моторики и координации, проблемами с желудочно-кишечным трактом, нарушением сна.

Аутизмом более каждый 50-тый ребенок

У детей аутизм характеризуется неравномерностью развития психических функций (памяти, внимания, мышления) в сочетании с расстройствами в эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Признаки аутизма в раннем возрасте

Отдельные признаки аутизма у детей в возрасте до 1 года заметны практически с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенок не улыбается, у него отсутствует выразительная мимика, нет выраженной реакции на приближение взрослого.

Признаки аутизма у детей в возрасте от полугода до 2 лет картина аутизма представлена следующими симптомами:

  • избеганием контакта глазами, даже с родителями;
  • отсутствием реакции на собственное имя;
  • речевыми расстройствами;
  • отношением к собеседнику как к «неодушевленному предмету»;
  • избеганием обращения за помощью;
  • совершением ритуалов (открывание-закрывание дверей, включание-выключание света, кружение вокруг своей оси);
  • мычанием, произношением нараспев нечленораздельных звуков;
  • отсутствием желания участвовать в сюжетно-ролевых играх;
  • повышенной чувствительностью к сенсорному дискомфорту (громким звукам, мокрым пеленкам).

Аутизм до года — ребенок не улыбается и отстранен

У малышей с аутизмом навыки речи могут отсутствовать полностью либо оставаться на уровне раннего развития.

Признаки аутизма у ребенка 3 лет несколько специфичны:

  • он ведет себя эмоционально холодно при контакте со взрослыми и другими детьми;
  • при общении использует периферическое зрение;
  • в деятельности применяет «ритуалы»;
  • демонстрирует однотипность, стереотипность мышления;
  • говорит, используя шаблоны, не сопровождает речь жестами;
  • придерживается жестких правил в распорядке дня;
  • страдает эмоциональными нарушениями (тревожностью, раздражительностью, гневливостью).

Симптомы аутизма

Существуют специфические «физиологические признаки» аутизма, такие как судорожный синдром, проблемы с иммунной системой, синдром раздраженного кишечника, дисбактериоз, дисфункция поджелудочной железы.

Особенностью детского аутизма является неравномерность развития психических функций ребенка. Одни процессы развиваются медленно, другие, наоборот, — слишком быстро. Единых признаков аутизма не существует.

? ? ? Каждый ребенок с проблемой ведет себя по-разному.

Ранний детский аутизм

Проявления раннего детского аутизма (РДА) многообразны. Малыш может вести себя возбужденно, либо заторможено, проявлять агрессию либо гиперактивность, стремиться к соблюдению ритуалов в речи и поведении.

Различают 2 вида детского аутизма:

  1. Синдром Каннера. Аутизм появляется с момента рождения, сопровождается нарушениями в интеллектуальной сфере, задержкой либо отсутствием речи до 16 месяцев. Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
  2. Синдром Аспергера. Наряду с сохранной речью и интеллектом у ребенка отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, что выражается в отстраненном поведении и отсутствии интереса к другим людям. Люди с синдромом Аспергера лучше адаптируются к жизни в обществе.

Аутизм в 1,5 года — безучастность

Атипичный аутизм не относится к РДА, поскольку проявляется в возрасте 3 лет и позднее.

Причины аутизма у детей

Исследования по проблеме возникновения аутизма у малышей показали, что основными провоцирующими факторами являются следующие:

  • генная модификация;
  • энцефалит;
  • нарушение работы головного мозга;
  • гормональные изменения;
  • последствия вирусных инфекций;
  • отравление ртутью;
  • злоупотребление антибиотиками;
  • химическое воздействие на плод через организм беременной женщины.

Исследования показали: если существует наследственная предрасположенность, то любой негативный фактор, будь то инфекция или стресс, может стать предпосылкой к появлению расстройства.

Отсутствие контакта с родителями

Доктор Дэвид Амарал пришел к выводу, что можно выделить 2 типа детей-аутистов. К первой группе относятся мальчики. Явные признаки аутизма проявляются с полутора лет, что связано с развитием полушарий мозга. Вторую группу составляют аутичные дети, имеющие проблемы с работой иммунной системы.

Исследование продемонстрировало, насколько важно, выбирая способ диагностики и лечения, опираться на индивидуальные особенности психики малышей.

Аутизм у детей: признаки, симптомы

У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.

Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.

Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения. Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику.

Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.

Однообразные игры много часов

Особенности сенсорного восприятия

Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.

Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:

  • хождении на носочках;
  • закрывании ладошками ушей;
  • кружении, раскачивании;
  • избегании телесного контакта;
  • негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
  • нежелании оставаться в темноте;
  • стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
  • недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
  • желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.

Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен.

У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками.

В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.

Закрывание ушей — особенность

Парадоксальность поведения ребенка выражается в одновременном поиске однотипных впечатлений, сверхпристрастности и отсутствию интереса к миру.

Нарушение адаптации

Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой – спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте.

У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.

? ? ? Ребенок с аутизмом плохо овладевает навыками самообслуживания, бытового поведения.

Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.

Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи.

Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи «всплывают», когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией.

У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.

Ребенок не смотрит в глаза

Особенности развития детей с аутизмом

Тревожные симптомы дают о себе знать еще в младенчестве. Картина аутизма формируется постепенно. Пик «аутизации» приходится на возраст от 3 до 5 лет.

Треть детей подросткового возраста наряду с аутизмом страдает эпилепсией. У многих ребят выявляются незаурядные способности. При легкой степени аутизма подростки способны к установлению контактов. Трудности заключаются в том, что у них не хватает коммуникативных навыков.

Диагностика и прогноз

Чтобы выявить категорию малышей раннего возраста, нуждающихся в более детальной диагностике психического развития, применяется тест на аутизм М-CHAT у детей.

Для постановки диагноза требуется длительное наблюдение в динамике. Необходимо, чтобы малыш находился в естественной среде.

Специалист с учетом психологических особенностей ребенка разрабатывает коррекционную программу.

Цель помощи аутичным детям состоит в их максимальной адаптации к среде, повышении качества жизни.

Аутизм в 11 лет — нежелание общаться

Особенности общения родителей с ребенком

Научиться общаться с аутичным малышом – то же самое, что освоить чужой язык. Главное, что должен запомнить родитель: от его поведения зависит эмоциональное состояние малыша.

Основные правила взаимодействия выглядят следующим образом:

  • помогать по необходимости, не назойливо;
  • оказывать помощь не подавляя активность;
  • избегать постановки непосильных задач.

Чтобы сформировать желаемое поведение родитель должен показать пример, затем похвалить за правильное выполнение. Можно буквально показывать те или иные действия, затем просить повторить, либо делать рукой ребенка.

Для поддержания контакта достаточно находиться «в зоне досягаемости», чтобы ребенок ощущал присутствие.

Если он эмоционально холоден, такое родительское поведение позволит постепенно сблизиться.

В случае, когда малыш сильно привязан к взрослому, некоторая отстраненность позволит развить самостоятельность.

Главное условие любви к ребенку – принятие. Многие родители боятся и стесняются своеобразных поведенческих проявлений.

Если ребенок начинает действовать стереотипно – кружится, раскачиваться, — следует попытаться переключить его внимание. Способы отвлечения должны быть разнообразными, чтобы не закрепилось стереотипное поведение.

Важно знать родителям

Обращаться к малышу следует на понятном для него языке, но слишком упрощать речь не стоит. Полезно приобщать малыша к совместной деятельности, например, накрыванию на стол, участию в уборке комнаты.

После того, как малыш выполнить поручение, следует его похвалить.

Совместная деятельность позволяет воспитывать в ребенке чувство ответственности, учит взаимодействовать в команде, контактируя с другими людьми.

?Необходимое условие успеха – создание теплой, душевной атмосферы в семье.?

Требуя невозможного, родители усугубляют ситуацию. Ребенок начинает проявлять агрессию, либо замыкается. Полностью вылечить аутизм невозможно. Ранняя диагностика аутизма позволяет увеличить шансы на то, что ребенок сможет адаптироваться в коллективе.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально в специально оборудованных классах или дома.

Разработана специальная система для обучения аутичных ребят, которая позволяет максимально приблизить их к жизни в современном обществе, а также повысить качество жизни в целом.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/prichiny-poyavleniya-autizma.html

Энциклопедия Здоровья
Добавить комментарий